Генератор – электростанция Вашего грузовика
Всем известно, что любой грузовой автомобиль употребляет не мало электроэнергии, которую обеспечивает такое устройство, как генератор.
Генератор – это специальное устройство, которое вырабатывает электроэнергию для питания бортовой сети автомобиля.
Основные задачи генератора заключаются в:
· Питании всех потребителей при работающем двигателе;
· Зарядке аккумуляторных батарей.
Существуют еще две дополнительные задачи, которые выполняет генератор, при наличии выпрямителя и регулятора напряжения:
· Преобразование переменного трехфазного тока в постоянный;
· Поддержка номинального напряжения в бортовой сети независимо от числа оборотов двигателя.
На сегодняшний день существует большое количество различных типов генераторов КАМАЗ, которые отличаются по конструкции, способу охлаждения, типу привода и применимости.
По конструкции принято разделять следующие 2 типа генераторов:
· Генераторы, оборудованные только выпрямительным блоком, а регулятор выполнен в виде отдельного узла;
· Генераторы, оборудованные не только выпрямительным блоком, но и регулятором напряжения.
По типу привода генераторы разделяют на:
· Генераторы с приводом клиновым ремнем – оборудуются сдвоенным шкивом для установки двух клиновых ремней;
· Генераторы с приводом поликлиновым ремнем – оборудованы шкивом для поликлинового ремня.
Генераторы с клиноременным приводом используются в основном на ранних и многих других моделях грузовиков с двигателем КАМАЗ-740.
Генераторы с поликлиновыми ремными используются на более современных моделях грузовиках.
По типу расположения крыльчатки генераторы делят на:
· Внешние – крыльчатка располагается на валу перед передней крышкой корпуса генератора;
· Внутренние – крыльчатка располагается на валу внутри генератора, перед ротором или непосредственно на переднем полюсном наконечнике ротора.
Сегодня преимущественно используются внутренние, так как при высокой эффективности они более безопасны и защищены от внешних воздействий.
Все генераторы КАМАЗ имеют принципиально одинаковую конструкцию, и отличаются только несущественными деталями.
Генератор состоит из следующих узлов и деталей:
Ротор — катушка (она же обмотка возбуждения) из медного провода, заключенная между двумя стальными полюсными наконечниками, и расположенная на валу;
Статор — кольцевой сердечник, в пазах которого уложены витки трех катушек (обмоток), в которых генерируется ток;
Корпус — обычно состоит из двух половин, которые стягиваются болтами или шпильками. В некоторых моделях генераторов сердечник статора тоже является частью корпуса. В торцах половин корпуса выполнены отверстия для прохода охлаждающего воздуха. Также в корпусе обычно устанавливаются подшипники для свободного вращения вала ротора;
Щеточный узел — две графитовых щетки и щеткодержатель (с пружинами для обеспечения постоянного придавливания щеток к контактам на валу ротора) для подачи напряжения на обмотку ротора. Обычно располагается на задней крышке корпуса;
Выпрямитель — отдельный блок на диодах, расположенный на задней крышке корпуса;
Регулятор напряжения — блок на дискретных элементах или на микросхемах, обеспечивающий постоянство напряжения в бортовой сети на уровне 24 В, устанавливается на задней крышке генератора;
Крыльчатка охлаждения — металлическая или пластиковая.
На генераторе обязательно предусмотрено несколько контактов для подключения к электрической системе автомобиля. На всех генераторах есть контакт «+», который соединяется с аккумуляторными батареями, и контакт «-», идущий на «массу» автомобиля.
Также могут быть специальные контакты для вывода фазы на регулятор напряжения, контакт для соединения с тумблером стартера и приборов, и другие. Контакты «+» и «-» обычно выполняются в виде болтов (так как через них проходят токи до 90 А), а остальные контакты выполняются в виде стандартного разъема.