Генератор – электростанция Вашего грузовика

Всем известно, что любой грузовой автомобиль употребляет не мало электроэнергии, которую обеспечивает такое устройство, как генератор.

Генератор – это специальное устройство, которое вырабатывает электроэнергию для питания бортовой сети автомобиля.

Основные задачи генератора заключаются в:

·         Питании всех потребителей при работающем двигателе;

·         Зарядке аккумуляторных батарей.

Существуют еще две дополнительные задачи, которые выполняет генератор, при наличии выпрямителя и регулятора напряжения:

·         Преобразование переменного трехфазного тока в постоянный;

·         Поддержка номинального напряжения в бортовой сети независимо от числа оборотов двигателя.

На сегодняшний день существует большое количество различных типов генераторов КАМАЗ, которые отличаются по конструкции, способу охлаждения, типу привода и применимости.

По конструкции принято разделять следующие 2 типа генераторов:

·         Генераторы, оборудованные только выпрямительным блоком, а регулятор выполнен в виде отдельного узла;

·         Генераторы, оборудованные не только выпрямительным блоком, но и регулятором напряжения.

По типу привода генераторы разделяют на:

·         Генераторы с приводом клиновым ремнем – оборудуются сдвоенным шкивом для установки двух клиновых ремней;

·         Генераторы с приводом поликлиновым ремнем – оборудованы шкивом для поликлинового ремня.

Генераторы с клиноременным приводом используются в основном на ранних и многих других моделях грузовиков с двигателем КАМАЗ-740.

Генераторы с поликлиновыми ремными используются на более современных моделях грузовиках.

По типу расположения крыльчатки генераторы делят на:

·         Внешние – крыльчатка располагается на валу перед передней крышкой корпуса генератора;

·         Внутренние – крыльчатка располагается на валу внутри генератора, перед ротором или непосредственно на переднем полюсном наконечнике ротора.

Сегодня преимущественно используются внутренние, так как при высокой эффективности они более безопасны и защищены от внешних воздействий.

Все генераторы КАМАЗ имеют принципиально одинаковую конструкцию, и отличаются только несущественными деталями.

Генератор состоит из следующих узлов и деталей:

Ротор — катушка (она же обмотка возбуждения) из медного провода, заключенная между двумя стальными полюсными наконечниками, и расположенная на валу;

Статор — кольцевой сердечник, в пазах которого уложены витки трех катушек (обмоток), в которых генерируется ток;

Корпус — обычно состоит из двух половин, которые стягиваются болтами или шпильками. В некоторых моделях генераторов сердечник статора тоже является частью корпуса. В торцах половин корпуса выполнены отверстия для прохода охлаждающего воздуха. Также в корпусе обычно устанавливаются подшипники для свободного вращения вала ротора;

Щеточный узел — две графитовых щетки и щеткодержатель (с пружинами для обеспечения постоянного придавливания щеток к контактам на валу ротора) для подачи напряжения на обмотку ротора. Обычно располагается на задней крышке корпуса;

Выпрямитель — отдельный блок на диодах, расположенный на задней крышке корпуса;

Регулятор напряжения — блок на дискретных элементах или на микросхемах, обеспечивающий постоянство напряжения в бортовой сети на уровне 24 В, устанавливается на задней крышке генератора;

Крыльчатка охлаждения — металлическая или пластиковая.

На генераторе обязательно предусмотрено несколько контактов для подключения к электрической системе автомобиля. На всех генераторах есть контакт «+», который соединяется с аккумуляторными батареями, и контакт «-», идущий на «массу» автомобиля.

Также могут быть специальные контакты для вывода фазы на регулятор напряжения, контакт для соединения с тумблером стартера и приборов, и другие. Контакты «+» и «-» обычно выполняются в виде болтов (так как через них проходят токи до 90 А), а остальные контакты выполняются в виде стандартного разъема.

 

Поделиться: