Маховик — это равномерная и надежная работа двигателя

Маховик (маховое колесо) — узел кривошипно-шатунного механизма (КШМ), сцепления и системы запуска поршневого ДВС. Располагается данный элемент на хвостовике коленчатого вала и обеспечивает стабильное функционирование мотора за счет накопления и последующей отдачи кинетической энергии.

Маховик выполняет несколько основных задач:

·         Обеспечение равномерности угловой скорости коленчатого вала;

·         Обеспечение вывода поршней из мертвых точек;

·         Передача крутящего момента от коленчатого вала на механизм сцепления и далее на КП;

·         Передача крутящего момента от шестерни стартера на коленвал при пуске силового агрегата;

·         Некоторые типы деталей — гашение крутильных колебаний и вибраций, развязка КШМ и трансмиссии транспортного средства.

modul_8980_302296_big.jpg

Таким образом, можно сказать, что маховик является необходимым элементом для эксплуатации транспортного средства, поэтому при его неисправности необходимо как можно скорее выполнить ремонт или полную замену.

На сегодняшний день принято выделять 3 основных типа маховика:

·         Сплошной;

·         Облегченный;

·         Демпферный (или двухмассовый).

Сплошной маховик.

Конструкция такого маховика составляет чугунный или стальной диск диаметром 30-40 см и более, в центре которого выполнено посадочное место для установки на хвостовик коленчатого вала, а на периферии запрессован венец. Посадочное место для коленвала обычно выполнено в виде расширения (ступицы), в центре которого имеется отверстие большого диаметра, а по окружности располагается 4-12 или больше отверстий для болтов, посредством которых маховик фиксируется на фланце хвостовика вала. На наружной поверхности маховика выполнено место для установки сцепления и отформирована кольцевая контактная площадка для ведомого диска сцепления. На периферии маховика запрессовывается стальной зубчатый венец, посредством которого в момент пуска передается крутящий момент от шестерни стартера на коленвал.

modul_8980_302298_big.jpg

Облегченный маховик.

Конструкция такого маховика схожа с конструкцией сплошного, однако в них для снижения массы выполнены окна различной формы и размеров. Выборка металла маховика с целью снижения его массы обычно выполняется в целях тюнинга и форсирования двигателя. Установка такого маховика несколько снижает стабильность работы силового агрегата на переходных режимах, но обеспечивает быстрый набор максимальных оборотов и в целом позитивно сказывается на мощностных характеристиках. Однако установка облегченного маховика может производиться только параллельно с выполнением других работ по тюнингу/форсированию двигателя.

Двухмассовый маховик.

Имеет сложную конструкцию в сравнении с двумя другими типами маховика.В их состав входят различные по устройству и принципу действия гасители крутильных колебаний и демпферы. В простейшем случае этот узел состоит из двух дисков (ведомого и ведущего), между которыми располагается гаситель крутильных колебаний — одна или несколько дуговых (свернутых в кольцо или изогнутых дугой) витых пружин. В более сложных конструкциях между дисками располагается ряд шестерен, которые выполняют роль планетарной передачи, а количество пружин может достигать десятка и более.

 

modul_8980_302300_big.jpg

Сегодня данный тип маховика все чаще устанавливают на автомобили, несмотря на их сложную конструкцию и значительно высокую стоимость. Рост популярности этих деталей обусловлен их лучшим качеством работы и защитой трансмиссии от негативных воздействий со стороны силового агрегата.

Поделиться: